УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2021-2022

«Утверждаю»
Приказ № от 31.08 2021 г.
Директор школы
А.А. Кудряшова _______

«Рассмотрено»
Педсовет №1
от « 31 » августа 2021 г.

Учебный план МКОУ
«Малоарешевская
СОШ»
на
2021 – 2022
учебный год.

Пояснительная записка
к учебному плану для 1-4 классов Муниципального казенного общеобразовательного
учреждения «Малоарешевская средняя общеобразовательная школа» муниципального района
«Кизлярский район» Республики Дагестан, составленному
в соответствии с ФГОС НОО на 2021-2022 учебный год
Учебный план МКОУ «Малоарешевская СОШ» (далее – учебный план) для 1-4 классов
разработан на основе Приказа Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» с изменениями и дополнениями.
Учебный план обеспечивает выполнение Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативные СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями и дополнениями.
Учебный план МКОУ «Малоарешевская СОШ» для 1-4 классов является важнейшим
нормативным документом по введению федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки учащихся,
состав учебных предметов, распределяет учебное, отводимое на освоение содержания образования
по классам, учебным предметам.
Учебный план соответствует действующему законодательству Российской Федерации в
области образования, обеспечивает исполнение федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего образования.
Учебный план учреждений выступает одновременно и в качестве внешнего ограничителя,
задающего общие рамки возможных решений при разработке содержания образования и требований
к его усвоению, при определении требований к организации образовательного процесса и в качестве
одного из основных механизмов его реализации.
Учебный план 1-4 классов состоит из двух частей: обязательной части (80%) и части,
формируемой участниками образовательных отношений (20%).
Обязательные предметные области: русский язык и литературное чтение, родной язык и
литературное чтение на родном языке (из учащихся разных национальностей, для которых из-за
малого количества людей в параллельных классах не могут быть созданы учебные группы,
комплектуется группа для изучения «Дагестанская литература», иностранный язык, математика и
информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и
светской этики, искусство, технология, физическая культура.
Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение
учащихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует систему предметных
навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.
В учебном плане отражены основные показатели базисного учебного плана: все учебные
предметы, недельное распределение часов по предметам, предельно допустимая аудиторная
нагрузка.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В
начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа
формирования учебной деятельности ребенка – система учебных и познавательных мотивов, умение
принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и
оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает
познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и
совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного
поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Содержание образования на первой ступени общего образования реализуется преимущественно
за счет введения интегрированных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира,
деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому предмету (математика,
окружающий мир, художественный труд).
Инвариантная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
решение важнейших целей современного начального образования: формирование гражданской
идентичности школьников; их приобщение к общекультурным и национальным ценностям,
информационным технологиям; готовность к продолжению образования в основной школе;

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Предметная область «Русский язык и литература»
Изучение предмета «Русский язык» в начальной школе направлено на развитие речи,
мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с
условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому
языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления совершенствовать свою речь.
Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка. Младшие
школьники овладевают умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять
несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования
небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).
Изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе ориентировано на
формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника
(слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром
отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и эстетических чувств
школьника, способного к творческой деятельности.
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
Изучение родного языка направлено на формирование первоначальных представлений о
единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания, сформированности позитивного отношения к правильной устной и
письменной речи.
В ходе изучения литературного чтения на родном языке формируются речевые способности
учащегося, культура речи, интерес к родному языку. Данный предмет призван формировать
читательскую деятельность школьника, интерес к чтению и книге, читательский кругозор. Младшие
школьники знакомятся с образцами фольклора родного языка, с лучшими произведениями детской
национальной литературы.
Предметная область «Иностранный язык»
Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует элементарные
коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые
способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника; способствует
мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.
В школе созданы условия для изучения и преподавания английского языка.
Предметная область «Математика и информатика»
Изучение математики направлено на формирование первоначальных представлений о
математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления,
воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для
успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования.
Предметная область «Обществознание и естествознание (окружающий мир»)
Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на воспитание любви и
уважения к природе, своему селу, своей Родине; осмысление личного опыта общения ребенка с
природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме; приучение детей к
рациональному постижению мира на основе глубокого эмоционально-ценностного отношения к
нему. Особое внимание уделяется формированию у младших школьников здорового образа жизни,
элементарных знаний о поведении в экстремальных ситуациях, т. е. основам безопасности
жизнедеятельности.
Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики»
В рамках предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе
вводится учебный курс «Основы светской этики» – 1 час в неделю по выбору родителей (законных
представителей). Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», по выбору
родителей учащихся состоит из модуля «Основы мировых религиозных культур» и изучается в IV а
и IV б классах (1 час в неделю).
1 час ОМРК в 4а и 4б классе ведёт Исмаилова Г.Д.
1 час Основы исламской этики в 4а и 4б ведет Исаев Д.Д.
Предметная область «Искусство»
Изучение предмета «Изобразительное искусство» направлено на сформированность
первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в
духовно-нравственном развитии человека и на развитие способности к эмоционально-ценностному

восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего
отношения к окружающему миру.
Изучение предмета «Музыка» направлено на сформированность представлений о роли музыки
в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека, на умение воспринимать
музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
Предметная область «Технология»
Учебный предмет «Технология» формирует практико-ориентированную направленность
содержания обучения, которая позволяет реализовать практическое применение знаний, полученных
при изучении других учебных предметов (математика, окружающий мир, изобразительное
искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуально-практической деятельности
ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности,
гибкости и вариативности мышления у школьников.
Предметная область «Физическая культура»
Занятия по физической культуре направлены на укрепление здоровья, содействие
гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию и всесторонней физической
подготовленности ученика.
Часы, формируемые участниками образовательных отношений, определены:
во 2а и 2б, 3а и 3б классах по 1 часу в неделю распределены на литературное чтение
При изучении предмета «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке» осуществляется
деление классов на три подгруппы (на основании заявлений родителей (законных представителей)):
родной (аварский и даргинский) язык и литературное чтение на родном (аварском и даргинском )
языке; русский родной язык . В школе для изучения родного языка (даргинский язык и аварский
язык) создаются учебные группы, в каждой из которых не менее 5 учащихся одной национальности.
Аварский язык выделен в вакансию из-за отсутствия учителя. Из учащихся разных
национальностей, для которых из-за малого количества людей в параллельных классах не могут быть
созданы учебные группы, комплектуется группа для изучения предмета «Родной (Русский) язык».
В соответствии с ФГОС второго поколения в часть, формируемой школой, входит и
внеурочная деятельность, которая организует по направлениям развитие личности (духовнонравственное, социальное, общекультурное, обще- интеллектуальное, спортивно- оздоровительное).
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой
частью образовательного процесса в образовательном учреждении. ОУ предоставляет обучающимся
возможность выбора занятий, направленных на их развитие.
17 часов внеурочной деятельности распределены следующим образом:
Приложение №1
Название курса
Кол-во
Класс
№ Педагог дополнительного
часов
образования (ПДО)
«Занимательная математика»

1

4 «а» кл.

1

4 «б» кл.

1

3а кл.

Магомедова А.А.

Художественно-эстетическое
«Страна мастеров»
Художественно-эстетическое
«Волшебная кисточка»
«Станем волшебниками»

1

3б

5.

Идирисова С.А.

«Умелые ручки»

1

2а

6

Магомедова А. С.

«Умелые руки не знают скуки»

1

2б

7

Садуева Ж.Ш.

1

2в

8

Закариев З.Р.

Художественно-эстетическое
«В мире прекрасного»
« Шахматы»

5

1а,1б,1в,2а,2б,

9.

Лабзанова П.Х.

« Шахматы»

5

2в, 3а,3б и
4а,4б

1

Сулайманова С.И.

2.

Арсланалиева У.И.

3.

Муртузалиева К.Г.

4.

Итого
.

17

Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 учебные недели. Продолжительность
учебной недели – 5 дней. В соответствии с СанПиНом 2.4.2.2821-10, утвержденный Постановлением
Главного государственного санитарного врача от 29.12.10 №189 (с изменениями и дополнениями) в 1
классе используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре-октябре – по 3
урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый, январьмарт – по 4 урока в день по 40 минут каждый и в апреле-мае – по 4 урока по 45 минут и один день 5
уроков, пятый урок - урок физической культуры)
Сетка часов учебного плана представлена в приложении 1.
Промежуточная аттестация во 2-4-х классах проводится в сентябре, мае согласно части 1
статьи 58 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» и «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации учащихся МКОУ «Малоарешевская СОШ» в различных формах,
соответствующих специфике учебного курса.
Промежуточная аттестация учащихся 1-го класса нацелена на выявление индивидуальной
динамики освоения первоклассником результатов образовательных программ по дисциплинам
учебного плана. Промежуточная аттестация первоклассников осуществляется посредством
сопоставления результатов входной диагностики и диагностической работы по окончании первого
класса. Используется безотметочная, уровневая шкала оценивания (критический, низкий, средний,
высокий уровни).
Формы проведения промежуточной аттестации учащихся представлены в приложении 2.
Продолжительность учебного года во 2-4 классах не менее 34 учебных недель. Режим работы
6-дневная неделя. Продолжительность уроков – 45 минут в сентябре – ноябре, апреле-мае и по 40
минут в декабре- марте.
Обязательная нагрузка учащихся не превышает предельно допустимую норму. Число часов на
вариативную и обязательную части учебного плана школы определены для 6-ти дневной учебной
недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных
дней. Для учащихся 1 класса устанавливаются дополнительные недельные каникулы в середине
третьей четверти в соответствии с календарным учебным графиком.
Формы проведения промежуточной аттестации
для учащихся 1-4 классов МКОУ «Малоарешевская СОШ»
на 2021-2022 учебный год
Приложение №2
Класс
Учебные предметы
Форма проведения
Сроки
1
Диагностическая работа
Тест
Сентябрь
«Уровень готовности к
школе»
1а,б
Итоговая комплексная работа Тест
Апрель
2а,б
Русский язык
Итоговый тест
Май
2а,б
Литературное чтение
Проверка техники чтения
Октябрь, апрель
2а,б
Математика
Итоговая контрольная работа
Май
2а,б
Окружающий мир
Итоговый тест
Май
2а,б
Английский язык
Итоговый тест
Май
3
Русский язык
Итоговый тест
Май
3
Литературное чтение
Проверка техники чтения
Октябрь, апрель
3
Математика
Итоговая контрольная работа
Май
3
Окружающий мир
Итоговый тест
Май
3
Английский язык
Итоговый тест
Май
4а,б
Русский язык
Стартовая контрольная работа
Сентябрь
4а,б
Математика
Стартовая контрольная работа
Сентябрь
4а,б
Русский язык
Диктант с грамматическим заданием
Декабрь
4а,б
Математика
Итоговая контрольная работа
Декабрь
4а,б
Английский язык
Итоговый тест
Декабрь, май
4а,б
Русский язык
Итоговый тест
Май
4а,б
Математика
Итоговая контрольная работа
Май
4а,б
Окружающий мир
Творческий проект
Май
4а,б
Литературное чтение
Проверка техники чтения
Октябрь, апрель

Пояснительная записка
к учебному плану МКОУ «Малоарешевская СОШ»
для учащихся 5-9 классов, реализующих ФГОС ООО
на 2021-2022 учебный год
Учебный план МКОУ «Малоарешевская СОШ» (далее – учебный план) для 5-9 классов
разработан на основе Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» с изменениями и дополнениями.
Учебный план обеспечивает выполнение Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативные СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» с изменениями и дополнениями.
Учебный план фиксирует общий объём нагрузки учащихся, максимальный объем аудиторной
нагрузки учащихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное
время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
Продолжительность учебного года составляет не менее 34 недель. Продолжительность уроков –
45 мин в осенний и весенний период и 40 минут в зимний период.. Режим работы - шестидневная
учебная неделя.
Учебный план для 5-8 классов состоит из двух частей – обязательной части (70%) и части,
формируемой участниками образовательных отношений (30%).
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам обучения. Она
предусматривает следующие обязательные предметные области: русский язык и литература, родной
язык и литература (из учащихся разных национальностей, для которых из-за малого количества
людей в параллельных классах не могут быть созданы учебные группы, комплектуется группа для
изучения «Дагестанская литература», иностранные языки, математика и информатика, общественнонаучные предметы, основы духовно-нравственной культуры народов России, естественнонаучные
предметы, искусство, технология, физическая культура и ОБЖ.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет
время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и
потребностей учащихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива.
Время, отводимое на часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений,
использовано на:
1. увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов
обязательной части;
2. введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательного процесса, в том числе национальные, региональные и
этнокультурные.
Учебный план построен на требованиях принципов дифференциации, вариативности,
преемственности, индивидуализации обучения, учета возрастных возможностей учащихся и
кадрового потенциала образовательного учреждения, является инструментом в управлении
качеством образования.
Основное общее образование обеспечивает личностное самоопределение учащихся –
формирование нравственных качеств личности, мировоззренческой позиции, гражданской зрелости;
готовность к профессиональному выбору, к самостоятельному решению проблем в различных видах
и сферах деятельности, к развитию творческих способностей.
Содержание образования на втором уровне является относительно завершенным и базовым для
продолжения обучения в средней общеобразовательной школе или в учреждении профессионального
образования, создает условия для получения обязательного среднего образования, подготовки
учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и
самообразования.
Особое место на ступени основного общего образования принадлежит 5 классам.
Содержание обучения в 5 классах реализует принцип преемственности с начальной школой,
обеспечивает адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения,
характерным для основной школы.

Переход от стандарта 2004 года к новому стандарту предполагает построение системы
образования на деятельностной парадигме, постулирующей в качестве цели образования развитие
личности учащегося на основе освоения различных способов действий. Наряду с общей
грамотностью выступают такие качества выпускника, как: разработка и проверка гипотез, умение
работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений. Эти способности становятся
одним из значимых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой
результат нетрадиционно – в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений.
Предметная область «Русский язык и литература».
На изучение русского языка выделяется в 5-6 классах по 6 часов и по одному часу введёны из
части, формируемой участниками образовательных отношений, в 7-х классах по 4 часа и по одному
часу введены из части, формируемой участниками образовательных отношений, в 8-х классах по 3
часа в неделю и по одному часу введёны из части, формируемой участниками образовательных
отношений,
На изучение литературы отводится по 2 часа в неделю в 5-8 классах.
Предметная область «Родной язык и родная литература»
На изучение родного языка и литературы выделяется по 2 часа в 5-9 классах. (на изучение
родного языка и родной литературы выделяется по 1 часу )
При изучении предмета «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке»
осуществляется деление классов на три подгруппы (на основании заявлений родителей (законных
представителей)): родной (аварский и даргинский) язык и литературное чтение на родном (аварском
и даргинском ) языке; родной русский язык .
Предметная область «Иностранный язык».
На изучение предмета «Иностранный язык» в учебном плане выделено по 3часа в неделю в 5-9
классах.
«Математика и информатика»
Область включает в себя изучение предмета «Математика» в объёме по 5 часов в неделю в 5-6
классах и по одному часу добавляется на факультативные занятия.
Для более продуктивного изучения предмета «Математика» с 7 класса по 9 класс изучаются,
как самостоятельные предметы, «Алгебра» (3 часа в неделю в 7-9 классах) и «Геометрия» (2 часа в
неделю в 7-9 классах). В 7-9 классах добавляется по одному часу на факультативные занятия для
подготовки к ОГЭ
Предмет «Информатика», направленный на обеспечение всеобщей компьютерной грамотности,
изучается с 7 как самостоятельный предмет. В 6 классе 1 час отвведе из части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Предметная область «Общественно-научные предметы»
В образовательную область входят: история России, всеобщая история, обществознание,
география. Преподавание осуществляется по государственным программам и базовым учебникам. На
изучение предмета «История России. Всеобщая история» отводится по 2 часа в неделю в 5-9
классах.
Обществознание изучается в объеме по 1 часу в неделю в 6-9 классах.
На изучение предмета «География» отводится по 1 часу в неделю в 5-6 и по 2 часа в 7-9
классах.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
В 5а и 5б классе образовательная область «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» изучается в количестве по 1 часу в неделю за счет части, формируемой
участниками образовательных отношений.
Предметная область «Естественнонаучные предметы»
На изучение учебного предмета «Физика» в 7-9 классах отводится по 2 часа в неделю и в 9
классе за счет части, формируемой участниками образовательных отношений отведен 1 час
дополнительно.
На изучение предмета «Биология» отводится в 6 классе 1 час в неделю,.
в 7-9 классах по 2 часа в неделю.
На изучение учебного предмета «Химия» в 8-9-х классах отводится по2 часа в неделю.
Предметная область «Искусство»
В образовательную область «Искусство» входят предметы: «Музыка», «Изобразительное
искусство». Реализуются одночасовые курсы «Музыка» в 5-8 классах и «Изобразительное
искусство» в 5-7 классах.

Предметная область «Технология»
Учебный предмет «Технология» реализуется по 2 часа в неделю в 5 -7 классах и по 1 часу в 9-х
классах.
Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»
Курс «Физическая культура» ведётся как обязательный самостоятельный курс с объёмом
учебной нагрузки по 3 часа в неделю в 5-9 классах.
Предмет «ОБЖ» реализуется через одночасовой курс в 8 и 9 классах.
Сетка часов учебного плана представлена в приложении 3.
В соответствии с ФГОС второго поколения в часть, формируемой школой, входит и
внеурочная деятельность, которая организует по направлениям развитие личности (духовнонравственное, социальное, общекультурное, обще- интеллектуальное, спортивно- оздоровительное).
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой
частью образовательного процесса в образовательном учреждении. ОУ предоставляет обучающимся
возможность выбора занятий, направленных на их развитие.
16 часов внеурочной деятельности распределены следующим образом:
Приложение № 3
Название курса
Кол-во
Класс
№ Педагог дополнительного
часов
образования (ПДО)
2

5а,5б кл,

1

6 кл.

2

7а, 7б кл.

Трушкина Н.И.

Нравств –эстетическое
«Литературная гостиная»
Художественно –
эстетическое « Волшебная
палитра»
Социальное «Экология
души»
Музыкальный киоск

1

6

Трушкина Н.И.

В мире поделок

2

7а, 7б кл.

5.

Исаев Д.Д..

Азбука движения

2

5а,5б кл,

6.

Панахов З.С.

« Мини-футбол»

3

8а,8б,9

7.

Харумова З.М.

Литературный калейдоскоп

2

8а,8б

8.

Тантанова У.Я.

Экономика без тайн

1

9

1.

Лукашенкова О.М.

2.

Лукашенкова О.М.

3.

Лукашенкова О.М.

4.

Итого

16

Промежуточная аттестация в 5-8-х классах проводится в сентябре, декабре, мае согласно
части 1 статьи 58 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» и «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации учащихся МКОУ «Малоарешевская СОШ» в различных формах,
соответствующих специфике учебного курса.
Формы проведения промежуточной аттестации учащихся представлены в приложении 4.
Обязательная нагрузка учащихся 5-8 классов не превышает предельно допустимую норму.
Число часов на вариативную и инвариантную части учебного плана определены для 6-ти дневной
учебной недели.

Формы проведения промежуточной аттестации
для учащихся 5-8 классов МКОУ «Малоарешевская СОШ»
на 2021-2022 учебный год
Приложение № 4
Класс
Учебные предметы
Форма проведения
Сроки
5а
Русский язык
Стартовая контрольная работа
Сентябрь
5
Математика
Стартовая контрольная работа
Сентябрь
5
Литературное чтение
Проверка техники чтения
Октябрь, апрель
5
Математика
Контрольная работа
Декабрь
5
Русский язык
Диктант с граммат. заданием
Декабрь,
май
5
Математика
Итоговая контрольная работа
Май
5
История России. Всеобщая история Итоговый тест
Май
5а,б
География
Итоговый тест
Май
5а,б
Иностранный язык
Итоговый тест
май
6
Русский язык
Входная контрольная работа
Сентябрь
6
Русский язык
Диктант с грамматическим
Декабрь
заданием
6
Математика
Входная контрольная работа
Сентябрь
6
Математика
Контрольная работа
Декабрь
6
Иностранный язык
Итоговый тест
Май
6
Русский язык
Диктант с грамматическим
Май
заданием
6
Математика
Итоговая контрольная работа
Май
6
Биология
Итоговая контрольная работа
Май
6
История России. Всеобщая история Итоговый тест
Май
6
География
Итоговый тест
Май
6
Иностранный язык
Итоговый тест
Май
7а,б
Русский язык
Диктант с грамматическим
Декабрь
заданием
7а,б
Алгебра
Контрольная работа
Декабрь
7а,б
Русский язык
Контрольное изложение
Май
7а,б
Иностранный язык
Итоговый тест
Май
7а,б
Алгебра
Итоговая контрольная работа
Май
7а,б
Геометрия
Итоговая контрольная работа
Май
7а,б
Биология
Итоговая контрольная работа
Май
7а,б
История России. Всеобщая история Итоговый тест
Май
7а,б
География
Итоговый тест
Май
8а,б
Русский язык
Контрольное изложение
Декабрь
8 а,б Алгебра
Контрольная работа
Декабрь
8 а,б Русский язык
Сочинение
Май
8 а,б Алгебра
Итоговая контрольная работа
Май
8 а,б Геометрия
Итоговая контрольная работа
Май
8 а,б Обществознание
Творческая работа
Май
8 а,б История России. Всеобщая история Итоговый тест
Май
8 а,б География
Итоговый тест
Май
8 а,б Физика
Итоговая контрольная работа
Май
8 а,б Биология
Итоговый тест
Май
8 а,б Химия
Итоговая контрольная работа
Май
8 а,б Иностранный язык
Итоговый тест
Май
8 а,б Литературное чтение
Итоговый тест
Май

Пояснительная записка
к учебному плану МКОУ «Малоарешевская СОШ»
для учащихся 10 класса , реализующих ФКГОС
на 2021-2022 учебный год
Учебный план МКОУ «Малоарешевская СОШ» обучения в 10 классе составлен на основе
Приказа Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего
(полного) общего образования».
Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального
компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки учащихся.
Обязательными базовыми общеобразовательными учебными предметами являются: «Русский
язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика и ИКТ», «История»,
«Обществознание» (включая экономику и право), «География», «Физика», «Астрономия», «Химия»,
«Биология», «Мировая художественная культура», «Технология», «Основы безопасности
жизнедеятельности», «Физическая культура».
Предметы регионального (национально-регионального) компонента и компонента
образовательного учреждения – представлены в объеме 9 часов на одного ученика. Из них
отводятся в 10 классе на изучение учебного предмета «Русский язык» - 2 часа в неделю,
«Математика» – 2 часа в неделю , «Химия» – 1 час в неделю, «Биология» – 1 час в неделю, Родной
русский язык» - 2 часа в неделю
На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 июня
2017 года №506 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта
2004 г. № 1089» и информационно-методического письма о преподавании учебного предмета
«Астрономия» изучение данного предмета в 2019–2020 учебном году организуется 10-м классе в
количестве 1 час в неделю.
Учебный предмет «История» включает материалы курсов «Всеобщая история» и «История
России», которые в 10-м классе изучаются синхронно-параллельно, отдельные темы интегрировано,
в рамках единого предмета «История».
На преподавание учебного предмета «Физическая культура» отводится 3 часа в неделю в
соответствии с приказом Минобрнауки России от 03 июня 2011 года № 1994 «О внесении изменений
в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные
приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312».
Учебный предмет « Индивидуальный проект» - вводится в количестве 1 час за счет части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Сетка часов учебного плана представлена в приложении 6.
Промежуточная аттестация в 10 классе проводится в сентябре, мае согласно части 1 статьи
58 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и
«Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации учащихся МКОУ «Малоарешевская СОШ» в различных формах,
соответствующих специфике учебного курса.
Формы проведения промежуточной аттестации учащихся представлены в приложении 10.
Продолжительность учебного года в 10 классе не менее 34 учебных недель. Режим работы 6дневная неделя. Продолжительность уроков – 45 минут в сентябре-октябре и апреле-мае и 40 минут
в декабре-марте
Обязательная нагрузка учащихся не превышает предельно допустимую норму. Число часов на
вариативную и инвариантную части учебного плана школы определены для 6-ти дневной учебной
недели

Учебный план МКОУ « Малоарешевская СОШ»
на 2021/2022 учебный год»
1. Общие положения
1.1. Учебный план - документ, который определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы
промежуточной аттестации обучающихся.
1.2. Учебные планы образовательных организаций, реализующих основные
общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего
общего образования (далее - образовательные организации), формируются в
соответствии с требованиями:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом
Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312(далее ФБУП-2004);
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской
Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования» (далее - ФКГОС) (для X-XI классов);
- Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее - ФГОС начального общего
образования);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования);
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №
1015;
- Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345;
- Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий,
которыедопускаются к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №
189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);
- Письма Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «Методические

рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках
реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной
деятельности».
1.3. Обучение в первых классах проводится по 5-дневной учебной неделе и
только в первую смену.
1.4.Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе
определяется образовательной организацией в соответствии с СанПиН.
Продолжительность учебного года при получении начального общего
образования составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904
часов и более 3345 часов.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее
30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе
устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Продолжительность урока составляет:
- в 1 классе — 35 минут;
- во 2 - 4 классах – 35 - 45 минут (по решению образовательной организации).
1.5.Учебный план является частью образовательной программы образовательной
организации. Образовательные организации разрабатывают образовательные
программы в соответствии с ФГОС начального общего и основного общего
образования и с учетом примерных основных образовательных программ начального
общего и основного общего образования, в соответствии с ФКГОС и ФБУП-2004.
Учебный план образовательных организаций на 2020/2021 учебный год
предусматривает:
4-хлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального
общего образования для I-IVклассов;
5-хлетний нормативный срок освоения образовательных программ основного
общего образования для V-IXклассов;
2-летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего
общего образования для X-XIклассов.
Учебный год в образовательных организациях начинается 01.09.2020г.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных
организациях,
реализующих основную образовательную программу начального общего образования,
и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Приказом
Минобрнауки РФ от 31 декабря 2015 года №№ 1576, 1577, 1578 во ФГОС начального
общего, основного общего и среднего общего образования внесены изменения,
предусматривающие выделение отдельных самостоятельных предметных областей по
русскому языку и литературе, родному языку и литературе с целью реализации в
полном объеме прав обучающихся на изучение русского языка, родного языка,
включая русский язык, из числа языков народов Российской Федерации.
В соответствии с ФГОС начального общего, основного общего и среднего
общего образования предметная область «Родной язык и литературное чтение на
родном языке» и «Родной язык и родная литература» являются обязательными
для изучения.
1.6. В целях реализации основных общеобразовательных программ в
соответствии с образовательной программой образовательной организации
осуществляется делениеклассов на две группы:

- в соответствии с Примерной основной образовательной программой (далее –
ПООП) начального общего образования: «При проведении занятий по родному языку в
образовательных организациях, в которых наряду с русским языком изучается родной
язык (1—4 классы), и по иностранному языку (2-4 классы) осуществляется деление
классов на две группы: в городских образовательных организациях при наполняемости
25 и более человек, в сельских — 20 и более человек. При наличии необходимых
ресурсов возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.
ПООП основного общего образования предлагает при проведении занятий по
родному языку из числа языков народов Российской Федерации в
общеобразовательных организациях, где наряду с русским языком изучается родной
язык (5–9 кл.), по иностранному языку и второму иностранному языку (5–9 кл.),
технологии (5–9 кл.), информатике, а также по физике и химии (во время проведения
практических занятий) деление классов на две группы с учетом норм по предельно
допустимой наполняемости групп.
Решение о делении классов на группы принимает самостоятельно
общеобразовательная организация совместно со своим учредителем, с учетом наличия
необходимых финансовых и педагогических ресурсов.
При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы
классовс меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим учебным
предметам, для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения, в
том числе изучения элективных учебных предметов.
По согласованию с главными распорядителями средств бюджета допускается
деление классов на три группы при реализации образовательных программ,
обеспечивающих углубленное изучение иностранных языков (при изучении первого,
основного иностранного языка), в гимназиях и образовательных организациях с
углубленным изучением иностранного языка, начиная со II класса. Также по
согласованию с главными распорядителями средств бюджета допускается деление
класса на группы при проведении занятий по учебному предмету «Основы
религиозных культур и светской этики» при выборе родителями (законными
представителями) обучающихся двух и более модулей.
Рекомендуется деление IX классов на группы при организации предпрофильной
подготовки.
При составлении учебного плана образовательной организации
индивидуальные, групповые, факультативные занятия учитываются при определении
максимально допустимой аудиторной нагрузки обучающихся согласно СанПиН
2.4.2.282I-I0.
Позиция деления классов на группы включается как организационнопедагогическое условие в образовательные программы общеобразовательной
организации.
1.7. При организации обучения в дистанционной, очно-заочной и (или) заочной
формах учебные планы должны быть основаны на требованиях ФГОС начального
общего, основного общего образования, среднего общего образования и ФБУП-2004.
Уменьшать количество обязательных учебных предметов запрещено. Соотношение
часов классно-урочной и самостоятельной работы обучающихся определяется
образовательной организацией самостоятельно.
1.8. В учебном плане школы обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним
изучается языки народов Дагестана, для изучения родного языка создаются учебные
группы на национальных языках, в том числе и на русском как родном, в каждой из
которых должно быть не менее 5 учащихся одной национальности. Учебные группы

могут создаваться из параллельных классов, при этом родной язык во всех классах
должен стоять в расписании одновременно (параллельно) одним уроком.
1.9. Образовательные организации для использования при реализации
образовательных программ выбирают:
- учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования (приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 28.12.2018 № 345);
- учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
09.06.2016 № 699).
Норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями
определяется исходя из расчета:
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного
для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому
учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основных
общеобразовательных программ;
- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного
пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого
обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую
участниками образовательных отношений, учебного плана основных
общеобразовательных программ.
1.10. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью
основной общеобразовательной программы.
Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных
особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций,
национальных и этнокультурных особенностей региона. Внеурочная деятельность
осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности является обязательным элементом
основной образовательной программы, наравне с иными программами, входящими в
содержательный раздел основной образовательной программы.
Рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются образовательной
организацией самостоятельно на основе требований ФГОС с учетом соответствующих
примерных основных образовательных программ.
Рабочие программы внеурочной деятельности должны содержать:
- планируемые результаты внеурочной деятельности;
- содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и
видов деятельности;
- тематическое планирование.
Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным.
ФГОС определено максимально допустимое количество часов внеурочной
деятельности в зависимости от уровня общего образования:
- до 1350 часов за четыре года обучения на уровне начального общего
образования;
- до 1750 часов за пять лет обучения на уровне основного общего образования;

- до 700 часов за два года обучения на уровне среднего общего образования.
Объем часов внеурочной деятельности определяется образовательной
программой, которая утверждается образовательной организацией с учетом запросов
семей, интересов обучающихся и возможностей общеобразовательной организации.
Рабочие программы внеурочной деятельности могут быть построены по
модульному принципу и реализовываться с применением сетевой формы,
электронного обучения, а также с использованием дистанционных образовательных
технологий.
Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация
определяет самостоятельно.
2. Начальное общее образование.
Основная образовательная программа начального общего образования может
включать как один, так и несколько учебных планов. Формы организации
образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в
рамках реализации основной образовательной программы начального общего
образования определяет образовательная организация.
Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными
организационными механизмами реализации основной образовательной программы.
Учебный план определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределениепо периодам обучения учебных предметов, формы промежуточной
аттестации обучающихся.
Примерный учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях,
реализующих основную образовательную программу начального общего образования,
и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.
Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой
недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано:
- на проведение учебных занятий для углубленного изучения отдельных
обязательных учебных предметов;
- на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные.
Организация образовательной деятельности по основной образовательной
программе начального общего образования может быть основана на дифференциации
содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся,
обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных
областей основной образовательной программы начального общего образования.
Углубленное изучение отдельных учебных предметов организуется в условиях
пятидневной учебной недели (при соблюдении гигиенических требований к
максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН
2.4.2.2821-10).
Часть учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений
(1 час в неделю), в I-IV классах рекомендуется использовать на изучение учебного
предмета «Русский язык».

В учебный план IV класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на изучение
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ).
Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется
родителями (законными представителями) обучающихся. Выбор фиксируется
протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей
(законных представителей) обучающихся. На основании произведенного выбора
формируются учебные группы вне зависимости от количества обучающихся в каждой
группе. Возможно формирование учебных групп из обучающихся нескольких классов
или формирование учебных групп из обучающихся нескольких образовательных
организаций в рамках сетевого взаимодействия.
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904
часов и более 3345 часов.
Для развития потенциала обучающихся, прежде всего одаренных детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья, могут разрабатываться с участием самих
обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные
планы.
Дополнительно:
План внеурочной деятельности образовательной организации определяет состав
и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для
обучающихся при получении начального общего образования (до 1350 часов за четыре
года обучения) с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной
организации.
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план
внеурочной деятельности. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по
годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их
суммирование в течение учебного года.
В настоящий момент действующими нормативными правовыми документами в
сфере образования не установлена норма деления классов общеобразовательных
организаций при изучении учебных предметов на группы.
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях (п.10.1, абзац второй) определено, что
при наличии необходимых условий и средств для обучения возможно деление классов
по учебным предметам на группы.
В соответствии с Примерной основной образовательной программой (далее –
ПООП) начального общего образования: «При проведении занятий по родному языку в
образовательных организациях, в которых наряду с русским языком изучается родной
язык (1—4 классы), и по иностранному языку (2-4 классы) осуществляется деление
классов на две группы: в городских образовательных организациях при наполняемости
25 и более человек, в сельских — 20 и более человек. При наличии необходимых
ресурсов возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью».
Кроме того, общеобразовательная организация совместно со своим учредителем
самостоятельно принимает решение о делении классов на группы, с учетом наличия
необходимых финансовых и педагогических ресурсов.

Приложение № 5
Учебный план
на уровне начального общего образования (6-дневная неделя)
Предметные
области

Учебные
предметы

Количество часов в неделю/год

Всего

Iа

Iб

Iв

IIа

IIб

IIв

IIIа

IIIб

IVа

IVб

4/132

4132

4132

4/13
6

4/13
6

4/136

4/136

4/136

4/136

4/136

40/1348

3/102

3/10
2

3/10
2

3/10
2

3/10
2

3/102

3/1024

3/102

3/102

3/102

30/1050

2

-

-

2

2

2

2

2

-

2

-

2

12/404

-

2

2

2

2

2

-

2

14/404

2

2

2

2

2

14/408

5

5

4

4

45/1348

2

2

2

2

20/680

–

-

1

1

2/68

Классы
Обязательная часть
Русский язык и
литературное
чтение
Родной язык и
литературное
чтение на родном
языке

Русский язык
Литературное
чтение
Родной яз и лит(
дарг)
Родной язык и лит(
авар)
Родной яз и литер(
Русская)

2

2

2

8/270

Английский язык

–

–

–

2

2

Математика

4

4

4

5

5

Окружающий мир

2

2

2

2

2

Основы
религиозных
культур и светской
этики

–

–

-

–

-

Музыка

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10/340

Изобразительное
искусство

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10/340

Технология

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10/340

Физическая
культура

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30/1020

8

16

23
21
23
26
28
28
28
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений

28

Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание

Искусство
Технология
Физическая
культура
Домашнее
обучение

2/66

Родной яз и лит( дарг)
Родной язык и лит( авар)
Родной яз и литер( Русская)

Максимально допустимая
нагрузка
Внеурочная деятельность
(кружки, секции, проектная
деятельность и др.)
Всего к финансированию:

2/66

2/66

2

2

2

24/816
34

44

283/8705

5/17
0

5/17
0

5/170

5/170

4/13
6

4/13
6

4/136

34/1150

2

23/
759

21/
693

23/
759

26/
884

28/
952

28/ 952

28/
952

28/9
52

34/11
56

44/ 1496

283/9555

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

17/575

24

22

24

28

30

30

30

30

36

46

300//1001
0

3. Основное общее образование
Учебный план основного общего образования обеспечивает введение в действие
и реализацию требований ФГОС основного общего образования, определяет общий
объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Основная
образовательная программа основного общего образования может включать как один,
так и несколько учебных планов.
Учебный план образовательной организации должен предусматривать
возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные
потребности и интересы обучающихся. Для развития потенциала обучающихся,
прежде всего одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья,
могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы.
Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и
более 6020 часов.
Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей для всех имеющих государственную
аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную
программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение
по классам (годам) обучения.
Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования,
обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей
(законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
может предусматривать (при наличии учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
основного общего образования):
- увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих
интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе
этнокультурные;
- другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности
обучающихся.
Изучение учебного предмета «История» в V-IX классах осуществляется по
линейной модели исторического образования (изучение истории в IX классе
завершается 1914 годом).
Организация образовательной деятельности по основным образовательным
программам основного общего образования может быть основана на дифференциации
содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся,
обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных
областей основной образовательной программы основного общего образования.
Углубленное изучение отдельных учебных предметов может быть организовано в VVII классах, как в условиях пятидневной учебной недели, так и в условиях
шестидневной учебной недели (при соблюдении гигиенических требований к

максимальным величинам недельной образовательной нагрузки согласно СанПиН
2.4.2.2821-10).
Для реализации образовательной программы, обеспечивающей углубленное изучение
отдельных учебных предметов, предметных областей, в V-VII классах используются
часы части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
На изучение учебного предмета «Иностранный язык» предусмотрено на базовом
уровне 3 часа в неделю. При изучении учебного предмета «Иностранный язык» на
углубленном уровне количество учебных часов увеличивается на 1-4 часа в неделю.
Количество изучаемых иностранных языков, в том числе в образовательных
организациях с углубленным изучением иностранного языка и гимназиях,
устанавливается по выбору образовательной организации.
Второй иностранный язык. Изучение второго иностранного языка на уровне
основного общего образования (5-9 классы) является обязательным, поскольку
предусматривается ФГОС основного общего образования. ФГОС ООО не определяет,
с какого класса нужно вводить второй иностранный язык. Школа сама решает, с 5-го
или с последующих классов ученики будут изучать этот предмет (п. 6 ч. 3 ст. 28
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
В соответствии с ФГОС ООО формирование учебного плана образовательной
программы основного общего образования осуществляется с учетом обязательных для
изучения учебных предметов "Иностранный язык" и "Второй иностранный язык"
предметной области "Иностранные языки".
При этом необходимо иметь в виду, что образовательная организация, обладая на
основании статьи 28 Федерального закона автономией в осуществлении
образовательной деятельности, самостоятельно определяет объем часов на изучение
учебного предмета "Иностранный язык" и "Второй иностранный язык", а также их
распределение по годам обучения в пределах указанного уровня образования, а также
иностранные языки, которые будут изучаться в рамках образовательной программы
основного общего образования, исходя из специфики образовательной организации, ее
материально-технических, кадровых и иных возможностей.
Изучение учебного предмета «Технология» в V-VIII классах построено по модульному
принципу с учетом возможностей образовательной организации. Не допускается
замена учебного предмета «Технология» учебным предметом «Информатика».
В рамках обязательной технологической подготовки обучающихся VIII класса для
обучения графической грамоте и элементам графической культуры в рамках учебного
предмета «Технология» обязательно изучение раздела «Черчение и графика» (в том
числе с использованием ИКТ).
Для организации предпрофильной подготовки обучающихся в IX классе
рекомендуется использовать 1 час части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений, и (или) внеурочной деятельности на реализацию
профориентационных программ для выбора профиля дальнейшего обучения и
построения индивидуального образовательного маршрута.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее
- предметная область ОДНКНР) обязательна для изучения в соответствии с ФГОС
основного общего образования и предусматривает знание обучающимися основных
норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об
исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении
российской государственности. Так как предметная область ОДНКНР является
обязательной предметной областью, в учебном плане образовательной организации
необходимо предусмотреть для ее изучения 1 час в неделю (34 часа в год) в V классе за

счет части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345
определены учебники, которые используются при изучении предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры России».
В дополнение к изучению предметной области ОДНКНР в рамках учебного плана
также возможна ее реализация во внеурочной деятельности, а также при изучении
учебных предметов других предметных областей. Принятие решения о реализации
предметной области ОДНКНР, а также решения о выборе учебно-методического
обеспечения предметной области ОДНКНР, включение учебных модулей, содержащих
вопросы духовно-нравственного воспитания, в учебные предметы других предметных
областей относится к компетенции образовательной организации.
Предметы этнокультурного компонента. «Концепция нового учебно-методического
комплекта по отечественной истории» включает в себя Историко-культурный
стандарт, который определяет основные подходы к преподаванию отечественной
истории в современной школе, в том числе и по изучению региональной истории.
Изучение предмета «История Дагестана» должно идти параллельно (синхронно) с
изучением предмета «История России». В связи с этим должна быть разработана
авторская программа и учебные материалы, предусматривающие порядок изучения
истории Дагестана в соответствии с линейной структурой изучения курса
отечественной истории. Региональной тематике могут посвящаться как целый урок,
так и его фрагмент, в содержании предметов можно выделить ключевые явления,
процессы, которые могут изучаться как на уровне России, так и региона.
Реализация содержания региональных особенностей Географии Дагестана возможна
через включение тем по региональной географии в процессе изучения предмета
«География» (8-9 классы), решение комплексных и интегрированных ситуационных и
практико-ориентированных задач, расчетных задач, проектов, уроков-диспутов,
уроков-исследований и др.
В соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования основная
образовательная программа общеобразовательной организации включает часть,
формируемую участниками образовательных отношений, которая может включать
вопросы, связанные с региональной (краеведческой) спецификой развития, куда могут
быть включены предметы «История Дагестана» и «География Дагестана» отдельными
дисциплинами, либо блоками (модульно).
Согласно нормам части 2 статьи 38 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» образовательные организации самостоятельно определяют
содержание образования, учебно-методическое сопровождение, образовательные
технологии, и поэтому право принятия решения о вариантах реализации
регионального компонента и ответственность остается за образовательной
организацией.
Библиотечный фонд образовательной организации при реализации основной
образовательной программы основного общего образования должен быть
укомплектован печатными и электронными информационно-образовательными
ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с
электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебнометодической литературой и материалами, дополнительной литературой.
Дополнительно:
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и
потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. План
внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы

организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего
образования (до 1750 часов за пять лет обучения, в год - не более 350 часов) с учетом
интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
Содержание занятий в рамках внеурочной деятельности должно формироваться с
учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и
осуществляться посредством различных форм организации, отличных от урочной
системы обучения, таких как художественные, культурологические, филологические,
хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции,
юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные
общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные
практики, военно-патриотические объединения и т.д.
Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает план
внеурочной деятельности. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не
учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся. Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по
годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их
суммирование в течение учебного года.
ПООП основного общего образования предлагает при проведении занятий по родному
языку из числа языков народов Российской Федерации в общеобразовательных
организациях, где наряду с русским языком изучается родной язык (5–9 кл.), по
иностранному языку и второму иностранному языку (5–9 кл.), технологии (5–9 кл.),
информатике, а также по физике и химии (во время проведения практических занятий)
деление классов на две группы.

Приложение № 6
Учебный план
на уровне основного общего образования в рамках федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования

9 класс

8б
класс

8а
класс

7б
класс

7а
класс

Классы

6 класс

5а
класс

Предметные
области

5б
класс

Количество часов в неделю/год

Учебные
предметы

Всего

Обязательная часть
Русский язык
и литература
Родной
язык
и
родная литература

Иностранные языки

Математика
информатика

Общественнонаучные предметы

Естественнонаучные предметы

Искусство
Технология
Физическая
культура и ОБЖ

и

Русский язык

5

5

6

4+1

4+1

3+1

3+1

3+1

38/1292

Литература

3

3

3

2

2

2

3

3

20/680

Родной язык (дарг)

1

1

1

1

4/136

Родная литература(
дар)

1

1

1

1

4/170

Родной язык (ав)

1

1

1

1

1

5/170

Родная литература( ав)

1

1

1

1

1

5/136

Русский родн.

2

2

2

2

2

10/340

3

3

26/884

Английский язык

3+1

3+1

3

3

3

3

Математика

5+1

5+1

5+1

-

-

-

-

-

-

3+1

3+1

3+1

3+1

3+1

20/680

2

2

2

2

10/340

1
2

1
2

1
2

1
2

6/204

История Дагестана

0,5

0,5

0,5

1,5/51

ТКНД

0,5

0,5

0,5

1,5/51

Алгебра
Геометрия

-

-

-

2

Информатика
История России.
Всеобщая история

2

2

+1
2

1
2

18/612

16/544

Онднр

1

1

Обществознание
География, география
Дагес.
Физика
Химия

1

1
1

1
1

1
2

1
2

1
2

1
2

1,5+0,5

8/340
13/442

-

-

-

2
-

2
-

2
2

2
2

3
2

12/408
7/238

Биология

1

1

1

2

2

2

2

2

13/442

Музыка
Изобразительное
искусство
Технология

1

1

1

1

1

1

-

-

6/204

1

1

1

1

1

-

-

2

2
3

2

2
3

1
3

3

3

24/816

1

1

1

3/102

36

38

40

287/9758

Физическая культура

3

2
3

Основы безопас.
Жизнедеят.

-

-

32

34

Итого
Внеурочная деятельность

2

Итого

34/
1156

2/68

3
-

35

37

35

1

5/170
11/374

2

2

2

2

2

2

2

16/544

36/
1122

37/
1190

39/
1190

37/
1258

38/
1292

40/
1224

42/
1292

303/10302

4. Среднее общее образование (СОО)
Принципы построения примерного недельного учебного плана для 10 класса основаны
на идее двухуровневого (базового и профильного) федерального компонента. Это означает,
что учебные предметы могут быть представлены в учебном плане общеобразовательной
организации и (или) выбраны для изучения обучающимися на базовом или на профильном
уровне.
Обязательными учебными предметами на базовом уровне являются «Русский язык»,
«Литература», «Иностранный язык», «Математика и информатика», «История»,
«Астрономия», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», а также
интегрированные учебные предметы «Обществознание (включая экономику и право)» и
«Естествознание».
Учебный план устанавливает соотношение между федеральным компонентом,
региональным компонентом и компонентом образовательной организации. Федеральный
компонент учебного плана представляет совокупность базовых и профильных
общеобразовательных учебных предметов. Базовые общеобразовательные учебные предметы
- учебные предметы федерального компонента, направленные на завершение
общеобразовательной подготовки обучающихся. Профильные общеобразовательные учебные
предметы - учебные предметы федерального компонента повышенного уровня,
определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения.
При организации профильного обучения образовательной организации для
составления учебного включены:
- включены в учебный план обязательные учебные предметы на базовом уровне
(инвариантная часть федерального компонента);
В учебный план также включены другие учебные предметы на базовом уровне (из
вариативной части федерального компонента)
Уменьшать количество обязательных учебных предметов и (или) количество часов,
отводимых образовательными стандартами на изучение предметов на базовом или
профильном уровнях, запрещено.
Профильное обучение осуществляется в режиме шестидневной учебной недели.
Региональным компонентом учебного плана является определение времени на
изучение учебных предметов «родной язык» (I час в неделю в каждом классе) и
«дагестанская литература» (1 час в неделю в каждом классе) в X-XI классах. Соблюдение
регионального компонента учебного плана является обязательным для
образовательной организации.
Часы компонента образовательной организации при наличии учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ среднего общего образования, могут использоваться для:
- увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных
учебных предметов федерального компонента;
- преподавания элективных учебных предметов;
- преподавания учебных предметов, предлагаемых образовательной организацией;
- проведения учебных практик и исследовательской деятельности;
- осуществления образовательных проектов и т.п.
Элективные учебные предметы - обязательные учебные предметы по выбору
обучающихся из компонента образовательной организации.
Элективные учебные предметы выполняют три основных функции:
- развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет
поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать
дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;
- «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный
профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;
- удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах

человеческой деятельности.
Количество изучаемых элективных учебных предметов определяется образовательной
организацией в зависимости от выбора обучающихся.
При формировании учебного плана образовательная организация выбирает элективные
учебные предметы, которые имеют программу и обеспечены учебниками и (или) учебными
пособиями. На элективных учебных предметах возможно использование электронных
учебных пособий, которые предлагаются издательствами (при соблюдении лицензионных
требований к приобретению такой продукции).
Система оценивания элективного учебного предмета определяется рабочей
программой учителя. При этом использование балльной системы оценивания не
рекомендуется. В целях подготовки к переходу на ФГОС среднего общего образования
рекомендуется опробовать на элективных учебных предметах новые или альтернативные
методы оценивания качества знаний.
Сетка часов учебного плана представлена в приложении 8.
В соответствии с ФГОС второго поколения в часть, формируемой школой, входит и
внеурочная деятельность, которая организует по направлениям развитие личности (духовнонравственное, социальное, общекультурное, обще- интеллектуальное, спортивнооздоровительное).
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является
неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. ОУ
предоставляет обучающимся возможность выбора занятий, направленных на их развитие.

2 часа внеурочной деятельности распределены следующим образом:
Приложение № 7
№

Педагог дополнительного
образования (ПДО)

1.

Лабзанова П.Х.

6.

Панахов З.С.
Итого

Название курса

Кол-во
часов

Класс

Нравственно –эстетическое
« Этикет общения»
« Мини-футбол»

1

10

1

10

2

Формы проведения промежуточной аттестации учащихся представлены в приложении №8.
Обязательная нагрузка учащихся 5-8 классов не превышает предельно допустимую норму.
Число часов на вариативную и инвариантную части учебного плана определены для 6-ти дневной
учебной недели.
Формы проведения промежуточной аттестации
учащихся 10 класса МКОУ «Малоарешевская СОШ»
на 2021-2022 учебный год Приложение № 8
Класс
Учебные предметы
Форма проведения
Сроки
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10

Русский язык
Математика
Русский язык
Иностранный язык
Математика
Физика
Русский язык
Математика
История
Обществознание
География
Химия
Биология

Стартовая контрольная работа
Стартовая контрольная работа
Контрольное изложение
Тест
Контрольная работа
Контрольная работа
Сочинение
Итоговая контрольная работа
Итоговый тест
Итоговый тест
Итоговый тест
Итоговая контрольная работа
Итоговый тест

Сентябрь
Сентябрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Декабрь
Май
Май
Май
Май
Май
Май
Май

Приложение № 9
Учебный план
на уровне среднего общего образования в рамках федерального компонента
государственного образовательного стандарта (ФКГОС)
среднего общего образования
Учебные предметы
Наименование
Федеральный компонент
Инвариантная часть
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Математика и
информатика
История
Обществознание (включая
экономику и право)
Биология

Уровень
изучения

Классы/
Количество часов в неделю/год
Х класс
Всего

базовый
базовый

24/816
1+2/34
3/102
3/102
4+2/136
1/34
2/68
2 /68

24/816
3/102
3/102
3/102
6/204
1/34
2/68
2/68

базовый

1+1/34

2/68

Химия

базовый

1+1/34

2/68

Астрономия
Физическая культура
Основы безопасности
жизнедеятельности
Итого

базовый
базовый
базовый

1/34
3/102
1/34

1/34
3/102
1/34

базовый
базовый
базовый
Базовый

23/782

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
География
базовый
Индивидуальный проект
базовый
Физика
базовый
Химия
базовый
Технология
базовый
Предметы по выбору

7/238

7/238

2/68
1/34
2/68
1/34
1/34
7/238

2/68
1/34
2/68
1/34
1/34
7/238

Русский язык
Математика
Биология
Химия

2/68

2/68

2/68
1/34
1/34
1/34
7/238
37/1258

2/68
1/34
1/34
1/34
7/238
37/1258

Родной русский язык и литер
Итого
Предельно допустимая аудиторная
учебная нагрузка при 6-дневной учебной
недели

Директор школы _______________ А.А. Кудряшова

Учебный план
МКОУ «Малоарешевская СОШ»
для учащихся 10-го класса, реализующих ФКГОС
на 2021-2022 учебный год

Учебные предметы
Наименование

Уровень
изучения

10

Всего

базовый
базовый
базовый
базовый

24/816
1/34
3/102
3/102
2/68

24/816
1/34
3/102
3/102
2/68

базовый
базовый
базовый

2/68
2/68
2/68

2/68
2/68
2/68

базовый
базовый
базовый
базовый
базовый

1/34
2/68
1/34
3/102
1/34

1/34
2/68
1/34
3/102
1/34

базовый
базовый
базовый
базовый

4/136
2/68
1/34
1/34
1/34

4/136
1/34
1/34
1/34
1/34

28/952
1/34
1/34
2/68
7/238

28/952
1/34
1/34
2/68
7/238

Русский язык
Алгебра и начала математического
анализа

2/68
2/68

2/68
2/68

Биология
Химия

1/34
1/34

1/34
1/34

37/1258

37/1258

Инвариантная часть
Русский язык
Литература
Иностранный язык
Алгебра и начала
математического анализа
Геометрия
История
Обществознание (включая
экономику и право)
Биология
Физика
Химия
Физическая культура
Основы безопасности
жизнедеятельности
Вариативная часть
География
Индивидуальный проект
Технология
Информатика и
информационнокоммуникационные технологии
Итого
Родной язык
Дагестанская литература
Итого

Предельно допустимая аудиторная недельная
учебная нагрузка при 6-дневной учебной неделе
(Требования СанПиН)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.03.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(965)4853967

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».